Экзамены и зачеты для студента, как правило, сопровождаются напряженной атмосферой. Именно нервозность является главным условием проблематичности, неприятности любого экзамена, так и его неуспех. В связи с этим в данной статье рассмотрим метод, которые направлены на решение проблем нервозности на экзамене. Те приёмы, которые мы здесь приводим в наибольшей степени могут быть полезны для тех, кто по тем или иным причинам не смогли или не захотели подготовится к экзамену, в результате чего подошли к этому т событию с совершенно чистым и свободным от знаний сознанием. Вместе с тем они могут отчасти очень пригодиться и тем, кто обладает какой-либо подготовкой, оснащен знаниями, шпаргалками, хорошими отношениями с экзаменаторами и т. п.
Каждое из только что перечисленных средств характеризуется той или иной степенью ненадежности: знания могут в самый неудачный момент забыться, шпаргалка может потеряться или оказаться неполной, отношения с экзаменатором могут испортиться (или вы вообще можете попасть к другому экзаменатору) и т.д.
Тогда как мы приводим методы, которые:
- во-первых, универсальны;
- во-вторых, безотказны.
Систему, которую мы приводим – создана 1991 году на основе опыта студентов, и названа она очень интересно «ШКОЛА ЧИСТОГО ПУТИ».
Во-первых, приходя на экзамен - мы боремся сами с собой. Потому что экзамен это бой, в котором у нас два противника ЭТО ВЫ и ЭКЗАМЕНАТОР. Рассмотрим их по порядку. Нужно приложить достаточно усилий для того, чтобы справиться с собой. Но этого недостаточно, так как они должны быть распределены и направлены правильно. Но как же этого достичь? Самым главным в этом деле правильный настрой, так как страх, неуверенность и плохое настроение будут влиять на ваши ответы на экзамене и будут обязательно замечено экзаменатором, который захочет вас «завалить». Вы еще надеетесь на помощь таких же студентов как и вы, на экзаменатора который вас пожалеет, надеетесь на шпаргалки, подсказки и т.п. Так вот ЗАПОМНИТЕ, чтобы избавиться от всякого страха ОСВОБОДИТЕСЬ ОТ КАКИХ-ЛИБО НАДЕЖД. Мы уже говорили, что существуют много технических способов, которые бы восполнили ваш пробел в знании предмета по которому вы сдаете экзамен –это шпаргалки и т.п. По этому поводу сразу хочу сказать, что мне ни разу не приходилось видеть, чтобы они действовали сами по себе и безотказно помогали. И наоборот, студент, который пользовался всеми видами шпаргалок был очень нервным и неуверенным в себе. Он боялся, что его заметят за этим делом. Конечно, мы не говорим, что шпаргалками или другими видами подсказок нужно пренебрегать. Ими надо пользоваться, но не надо на них рассчитывать Это совершенно не значит, что шпаргалками или иными подсказками, если уж они есть, следует пренебрегать. Нет, ими надо пользоваться, но на них не стоит рассчитывать. Потеряв какую-либо надежду, вы обретаете спокойствие и полную свободу от всяких надежд с которыми связаны ваши страхи. Итак, вы свободны, спокойны. Единственное препятствие это экзаменатор, слабый человек и его можно побороть.
Во-вторых, мы будем бороться с экзаменатором. Итак, экзаменатор –это такой человек как и вы, собеседник, который занимает позицию спрашивающего, задающего вам вопросы, и требует от вас ответы на поставленные вам вопросы. Но не стоит забывать, что это человек с пониманием относится к вам, ведь он тоже когда-то сдавал экзамены. Бороться с ним это не значит, что вы должны его уничтожить морально или физически. Ваша борьба направлена на смещение экзаменатора с занятой им формальной позиции в беседе и убеждение его в вашей высокой состоятельности в качестве собеседника на профессиональные темы. В случае достижения этой цели, даже если экзаменатор будет продолжать сомневаться в вашей подготовленности, он не сможет поставить вам низкую оценку.
Достижение поставленной цели возможно благодаря вашим собственным, индивидуальным навыкам человеческого общения. Однако для экзамена существует ряд специальных требований, которых обязательно следует придерживаться.
1. Если вас спросили, вы - не должны молчать, вы немедленно должны среагировать. Вы должны говорить, говорить, говорить –чтобы мест для пауз не оставалось. Молчание расценивается как незнание предмета.
2. Чем быстро вы говорите, тем труднее экзаменатор вас понимает. Быстрый ответ говорит о том, что вы знаете – о чем вы говорите. Если же вас экзаменатор попросит говорить медленнее, вы можете ответить «что вы всегда так говорите», и если будете говорить медленнее – вы будете с непривычки сбиваться.
3. Употребляйте сложные и многоосновные слова, они не только запутывают мысли, но и пугают экзаменатора, который далеко не всегда понимает значение таких слов, как, например, аберрация или тактильность, но никогда в этом не признается. Кроме того, употребление подобных слов придает вашей речи небывалую солидность.
4. Говорите как можно многозначительнее. Это касается тона вашей речи, так и ее реального смысла. Многозначительность тона располагает экзаменатора к совместному постижению неких загадок, к беседе на равных о таких проблемах, которые в принципе одинаково недоступны как школьнику, так и академику и в незнании которых никому не стыдно признаться. Многозначительность смысла является важнейшим условием для успеха любого ответа, поскольку позволяет вывернуться из любой критической ситуации. К таковым следует, в первую очередь, отнести разоблачение вашего ответа как неправильного. Многосмысловость вашего ответа позволяет всегда вывернуть его наизнанку. В случае разоблачения вы всегда можете уточнить, что именно имеет в виду экзаменатор (чтобы он выразил одну и ту же мысль двумя способами), а затем объявить, что именно это имели в виду и вы, когда отвечали. При этом вы также можете уточнить свою мысль, вывернув наизнанку все ранее вами сказанное.
5. Говорите спорно, всеми силами стараясь свести экзамен к дискуссии на сомнительные темы. Одна из главных ваших задач на экзамене - преодолеть ситуацию формальной экзаменационности, когда экзаменатор должен спрашивать, а студент - отвечать, и выйти на оперативный простор свободной беседы, когда собеседники находятся в одинаковом положении. Вообще, на экзамене не надо бояться спорить. Напротив, если речь не идет о совершенно специфичных знаниях, где вы явно можете попасть впросак, спорить полезно. Это создает атмосферу равноправия, а равному себе не так просто поставить неудовлетворительную оценку.
6. Используйте любой предлог, возможность, чтобы рассеять внимание экзаменатора. Если экзаменатор полностью сосредоточен на вашем ответе, это может привести к нехорошему для вас результату. Это можно сделать так: шелестите бумагой, крутите ручкой, уроните что-нибудь и т.п. на ваше усмотрение.
7. Используйте любую возможность, чтобы выиграть время. Экзамен не может длиться вечно, у него есть какие-то строгие пределы во времени. Поэтому надо сделать так, чтобы большая часть экзаменационного времени не была посвящена самому экзамену. В те моменты, когда в результате каких-нибудь посторонних событий (шума, открывания и закрывания дверей, падения ручек, карандашей, книг и т. п.) экзаменатор отвлекается от экзамена, вы имеете возможность обдумать ответ на его предыдущий вопрос.
8.Запомните, вы не никогда не должны соглашаться с критикой в ваш адрес. Вы должны громогласно опровергать любую критику в ваш адрес, ничего не пропуская мимо ушей. Любые аргументы, высказанные в вашу защиту, будут иметь хоть какой-то вес, а также займут время экзамена и внимание экзаменатора. Кроме того, он уже не будет позволять себе запросто критиковать вас, зная, что вы дадите отпор и будете противостоять ему в любом вопросе.
9. Вы должны проявить свой темперамент. Это не только говорит о вашей уверенности, но попросту подавляет экзаменатора. Очень трудно противостоять живому напору. Приведем пример, одна студентка сдавала экзамен, ничего не зная по предмету. Однако по ходу экзамена она, проявляя весь свой темперамент, на глазах увеличивалась в размерах, нависая над экзаменатором, тогда как последний непрерывно уменьшался, потихоньку сползая под стол. В итоге он вынужден был признать, что никогда еще не встречался с таким энтузиазмом, и поставил ей хорошую оценку.
10. Вы должны вспомнить то, о чем не знали. Не допустите, чтобы вас поставили в безвыходную ситуацию и требовали, например, просто и без лишних слов что-нибудь перечислить. Однако, если такое все-таки произошло, вы должны решить предложенную вам загадку, полагаясь исключительно на собственную интуицию. Люди, которые доверяли себе и не боялись решать такие задачи, совершали на экзаменах настоящие чудеса.
11. Не допустите и делайте всё от вас зависящее, чтобы экзаменатор не поставил вам оценку, которая вас не устраивает. Если уже вы допустили такую ситуацию, требуйте у него дополнительных вопросов, упрекайте его в несправедливости, ссылайтесь на посторонние помехи в сдаче экзаменов, говорите и делайте что угодно (можете даже закатить истерику), но не дайте придать низкой оценке ваших ответов характер официального документа.
Рассмотренные требования составляют целое искусство сдачи экзамена. Если вы овладеет эти искусством, вам ни что не страшно. Успех студента будет зависеть от степени отрешенности и сосредоточенности при сдаче экзамена. Все эти приемы можно использовать не только на экзаменах, но и в любом формальном общении с преподавателем. Также они могут пригодиться вам и в реальной жизни. Статья написана специально для сайта http://diplom-studia.ucoz.ru
|